Устройство автомобиля


 

 

 

 

 

Глава V. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Эксплуатация электрооборудования

Аккумуляторная батарея

Состояние аккумуляторной батареи, особенно зимой, позволяет вам (или наоборот – не позволяет) добраться до работы на своем автомобиле. Наверняка каждый из вас видел утреннюю зимнюю суету вокруг машин, которые так и не смогли "завестись" (батарея "кончилась"). Кто-то пытается "прикурить", а кто-то уже нарезает круги вокруг дома, болтаясь на веревке за грузовиком.

Чтобы машина всегда была готова отвезти своего хозяина на работу, надо периодически проверять уровень и плотность электролита в аккумуляторной батарее. А если на завтра обещали минус тридцать, то следует не полениться и принести аккумуляторную батарею домой. Завтра же она "тепленькая" будет резво крутить двигатель вашего автомобиля на зависть замерзшим соседям.

За уровнем и плотностью электролита в аккумуляторной батарее необходимо следить как зимой, так и летом. Если уровень понизился, то следует доливать дистиллированную воду, так как в процессе эксплуатации батареи из электролита выкипает и испаряется именно вода. Кислота, которая является вторым компонентом электролита, остается в батарее.

Плотность электролита говорит о том, в какой степени аккумулятор заряжен. Для средней полосы с умеренным климатом в полностью заряженной батарее плотность должна быть в пределах 1,27–1,28 гр/см³ (при температуре электролита +25°). Падение плотности на 0,01 гр/см³ от нормальной говорит о том, что аккумуляторная батарея разряжена приблизительно на 7%.

Для измерения плотности используется специальный прибор – ареометр или плотномер.

Если батарея разряжена более чем на 25% (плотность меньше 1,24) зимой или на 50% (плотность менее 1,21) летом, то ее следует зарядить до нормального состояния. Для этого отечественному автомобилисту необходимо иметь еще один прибор зарядное устройство.

Максимальная величина зарядного тока должна составлять примерно одну десятую часть от емкости аккумуляторной батареи. Если емкость батареи 55 А·ч, то величина зарядного тока не должна превышать 5,5 А.

О степени заряженности аккумуляторной батареи можно судить и по показаниям цифрового вольтметра (табл. 2).

Таблица 2. Контроль состояния аккумуляторной батареи.

Напряжение, В 12,0 12,3 12,54 12,72
Заряженность, % 25% 50% 75% 100%

При эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо следить за чистотой ее поверхности. Загрязненную батарею стоит протереть, так как по грязи, особенно влажной, протекают малые токи, которые могут привести к разряду батареи.

Занимаясь "влажной уборкой", заодно имеет смысл проконтролировать и состояние выводов батареи. Если они сильно окислены, то увеличивается сопротивление в электрической цепи и самый "голодный" потребитель (стартер), может недополучить положенного ему тока. А дальше вы знаете – "прикуривание" от соседа, буксир от грузовика и опоздание на работу.

Не часто, но бывают случаи, когда аккумуляторная батарея и вентилятор системы охлаждения "встречаются" друг с другом, естественно, с взаимными повреждениями. Это беспечный водитель не закрепил батарею штатным креплением, а затем долго "скакал" по кочкам проселочной дороги, приняв свой автомобиль за ковбойскую лошадь. И как он теперь будет выбираться в город, этого не знает никто.

Крепление аккумуляторной батареи всегда должно быть надежным, так как незакрепленная батарея может упасть.

Генератор

Некоторые из водителей даже не знают, где он находится, этот генератор. Может быть, и правильно делают, потому что лишь немногие отваживаются на разборку и последующую сборку генератора, да и снимать его с машины не очень-то просто и приятно. Максимум, что может сделать почти каждый из представителей сильного пола, это заменить щеточный узел генератора, который изнашивается в процессе эксплуатации автомобиля. Поэтому, давайте лучше поговорим о том, что будет явно под силу любому водителю.

Генератор приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала (см. рис. 63). Если есть ремень, значит надо контролировать его состояние. Он может вытянуться, расслоиться или порваться. А это означает, что генератор не будет питать током потребителей и заряжать аккумуляторную батарею.

Если ремень присутствует на месте и он не в "лохмотьях", то можно проверить его натяжение. В наиболее удаленной от шкивов точке надо надавить на ремень пальцами руки с некоторым ощутимым усилием, и если прогиб ремня получается более чем 10–15 мм, то его следует подтянуть.

О проблемах с генератором можно узнать, не покидая своего водительского места. Ранее упоминалось о том, что перед водителем расположен щиток приборов, на котором в виде разноцветных лампочек и показаний стрелочных приборов отображается работа агрегатов и узлов его автомобиля. Там же есть и контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

Когда при работающем двигателе контрольная лампа продолжает гореть красным светом, причиной этому может быть и сгоревший предохранитель, и неисправность регулятора напряжения, но чаще всего неприятности случаются именно с ремнем. Надо открыть капот автомобиля, проверить ремень привода генератора, и если с ним все в порядке, и предохранитель цел, то вам не повезло, так как найти неисправность в этом случае будет нелегко.

Стартер

Необходимо отметить, что включение стартера должно производиться на срок не более чем 10–12 секунд. Если двигатель не запустился, то необходимо сделать паузу 20–30 секунд, после которой можно повторить попытку.

При двух-трех неудачных запусках двигателя следует начинать поиск неисправности в системе зажигания или питания. Нет смысла "гонять" стартер до тех пор, пока не "сядет" аккумулятор. Не забывайте, что стартер является потребителем очень большого тока – до 550 ампер!

При полном отказе стартера и аккумуляторной батареи можно попробовать запустить двигатель пусковой рукояткой ("кривым стартером"), если ее использование предусмотрено конструкцией вашего автомобиля, или с помощью буксира. Если вам это удастся, то вы сможете спокойно доехать до места назначения, но только при условии, что лишний раз двигатель глушить не будете. А для этого следует немного выдвинуть рукоятку управления воздушной заслонкой ("подсоса") и поднять обороты двигателя выше холостых.

При правильной эксплуатации стартера сам он нечасто выходит из строя, хотя стартеры тоже не вечны. Однажды вы поворачиваете ключ в замке зажигания, а в ответ тишина или несильное потрескивание реле стартера. Поиск неисправности обычно заключается в проверке работоспособности аккумуляторной батареи, и если с ней все в порядке, то тогда уже начинается поиск мастера или соседа-умельца.

Приборы освещения и сигнализации

При эксплуатации автомобиля в темное время суток важнейшим вопросом является правильная регулировка света фар. Направление световых пучков должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем хорошо освещалась и в то же время, водители встречного транспорта не ослеплялись светом фар вашего автомобиля.

Для регулировки света фар используются два винта, к которым открывается доступ из моторного отсека автомобиля. Вращением одного из винтов изменяется направление пучка света в вертикальной плоскости, а другого в горизонтальной.

На рисунке 68 показано, как правильно регулировать фары. Необходимо найти горизонтальную площадку со стеной, на которой вы сможете нанести мелом линии в соответствии со схемой, приведенной в руководстве к вашей машине. Потом надо отъехать на расстояние 5 м, включить ближний свет фар и, вращая винты регулировки, добиться совмещения пучка света с картинкой на стене. Если у вас есть гараж, то имеет смысл раскрасить одну из его стен разметкой для регулировки фар, для того чтобы в любой момент вы могли проверить правильность их установки.

Рис. 68. Регулировка света фар: А и В – вертикальные линии, обозначающие расположение ламп ближнего света фар; С – горизонтальная линия, обозначающая расположение ламп ближнего света фар; D – линия, обозначающая высоту подъема горизонтальной границы пучков света; О – ось автомобиля; h – расстояние от поверхности площадки до ламп ближнего света фар

Хорошо тем, у кого в автомобиле есть гидрокорректор фар. Водитель имеет возможность, не выходя из машины, с помощью ручки управления корректором изменить вертикальный угол наклона пучка света фар. Это необходимо делать в тех случаях, когда меняется загруженность автомобиля. Если вы положили в багажник тяжелый груз, то, естественно, задняя часть автомобиля присядет, а передняя вместе с фарами приподнимется. В результате продольного наклона машины вы плохо видите ночную дорогу, а встречные водители ослепляются даже ближним светом "задранных" вверх фар.

Независимо от наличия или отсутствия корректора, при изменении загруженности автомобиля и соответствующем изменении наклона фар, обязательно отрегулируйте их, если вам предстоит ночная поездка. Иначе эта поездка может закончиться не так, как вы хотели.

При необходимости замены ламп фар и прочих лампочек, это должен уметь делать сам водитель. Не мешает знать, что, меняя галогенную лампу, следует работать в перчатках. Нельзя браться голой рукой за стеклянную колбу, так как жирные следы от пальцев выведут лампу из строя.

Прежде чем менять не горящую лампу, сначала стоит проверить предохранитель, защищающий электрическую цепь, в которую она включена. Если вы поставили новый предохранитель и при включении потребителя он сразу же вышел из строя, то не пытайтесь продолжать эксперимент. Найдите сами или с помощью специалиста причину короткого замыкания в цепи, в противном случае недалеко и до пожара.

Обращайте внимание на маркировку предохранителей. Как правило, это 8 и 16 ампер, но могут быть и другие, особенно в автомобилях последних лет выпуска. Для того чтобы не путаться можно взять инструкцию к автомобилю выписать на бумажку место расположения предохранителей, их номиналы и приклеить эту памятку на внутреннюю сторону крышки блока предохранителей (если это не было сделано на заводе). И, простите за банальность, в автомобильной электрической сети, как и в любой другой – применение "жучков" недопустимо!

Часто причиной отказа в работе ламп и прочих потребителей электрического тока является окисление и коррозия контактов, связанных с "массой" автомобиля, и реже с плюсовым проводом. Это происходит потому, что в условиях города зимняя дорожная каша попадает на электрические разъемы и интенсивно их разъедает. Что поделаешь, так о нас, об автомобилистах, "заботятся" соответствующие городские службы! А мы в ответ берем мелкозернистую шкурку, надфиль и паяльник – зачищаем, подпаиваем и, назло всем, продолжаем ездить.

Если вы знакомы с электричеством и умеете "читать" схемы, то, может быть, вам удастся "прозвонить" поврежденную цепь и определить место ее обрыва. Но в обширной паутине электрической сети автомобиля это бывает не очень легко сделать.

Случается, водитель узнает о том, что звуковой сигнал его автомобиля не работает в самый критический момент. Мало того, что с неработающим звуковым сигналом эксплуатация автомобиля запрещена, водитель еще и не сможет воспользоваться сигналом для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому, в нарушение ПДД, где-нибудь в укромном местечке стоит разочек "бибикнуть" для проверки работоспособности своего звукового сигнала. И если окажется, что он не работает, то придется приобрести новый, так как обычно отремонтировать звуковой сигнал не получается. Только прежде не забудьте проверить предохранитель его электрической цепи.

<< Назад