Устройство автомобиля


 

 

 

 

 

Глава V. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Потребители тока

К потребителям тока в системе электрооборудования автомобиля относятся:

  • система зажигания;
  • система пуска двигателя;
  • система освещения и сигнализации;
  • контрольно-измерительные приборы;
  • дополнительное оборудование.

Работу системы зажигания мы разобрали в соответствующем разделе. Там был разговор о "страшно" сильной искре, которая поджигала рабочую смесь в цилиндре и тем самым обеспечивала рабочий процесс двигателя. Как вы догадываетесь, высоковольтная искра берется не из воздуха, ее вырабатывает система зажигания, которая при включенном зажигании является одним из постоянных потребителей электрического тока.

Повторно разбирать работу системы зажигания мы, конечно, не будем. Тем читателям, кто пропустил эту тему, следует отправиться к соответствующему разделу, а остальных приглашаем дальше.

Система пуска двигателя

Система пуска двигателя включает в себя (рис. 64):

  • стартер с тяговым реле и механизмом привода;
  • реле включения стартера;
  • замок зажигания.

а) стартер выключен: 1корпус стартера; 2 – вал якоря стартера; 3 – шестерня привода с муфтой свободного хода; 4 – рычаг привода шестерни; 5 – обмотки тягового реле; 6 – якорь тягового реле; 7 – контактная пластина; 8 – контактные болты; 9 – обмотки стартера; 10 – якорь стартера; 11 – коленчатый вал двигателя; 12 – зубчатый венец маховика

б) стартер включен

в) схема электрической цепи стартера: 1 аккумуляторная батарея; 2 – предохранитель; 3 – замок зажигания; 4 – реле стартера

Рис. 64. Схема системы пуска двигателя

Стартер (рис. 64) представляет собой электрический двигатель постоянного тока, который служит для запуска двигателя автомобиля. Простым поворотом ключа в замке зажигания в положение запуска двигателя (стартер) ток через реле подается от аккумуляторной батареи на обмотки стартера, и двигатель запускается.

Работа стартера состоит из трех этапов:

  1. Механизм привода стартера вводит шестерню на валу якоря в зацепление с зубчатым венцом маховика.
  2. Начинается вращение вала якоря стартера вместе с шестерней, которая проворачивает коленчатый вал двигателя через маховик, тем самым запуская двигатель.
  3. После начала работы двигателя механизм привода стартера выводит шестерню на валу якоря из зацепления с зубчатым венцом маховика.

Приборы освещения и сигнализации

Приборы освещения и сигнализации – это потребители тока, к которым электрический ток с напряжением 12 вольт подается при включении соответствующего переключателя, находящегося в салоне автомобиля.

Приборы освещения необходимы при движении автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Они обозначают габаритные размеры транспортных средств, обеспечивают освещение дороги и внутренних пространств автомобиля.

Приборы освещения включают в себя:

  • фары (блок-фары);
  • задние фонари;
  • лампы освещения номерного знака;
  • лампы освещения салона автомобиля;
  • лампу освещения подкапотного пространства
  • лампу освещения багажника.

Блок-фара (рис. 65) состоит из корпуса, отражателя и рассеивателя. Внутри нее в специальном гнезде установлена лампа, имеющая два режима работы – ближнего и дальнего света фар. Управление режимами работы фар производится из салона автомобиля с помощью переключателя. Также в фаре находится лампа габаритного света, которая включается для обозначения размеров машины. В этом же общем корпусе расположена и лампа указателя поворота.

Рис. 65. Блок-фара: 1 корпус; 2 – отражатель; 3 – рассеиватель; 4 – лампа ближнего/дальнего света; 5 – лампа габаритного света; 6 – лампа указателя поворота

Задние фонари (рис. 66) имеют лампы габаритного света, которые включаются вместе с передними габаритными огнями. Там же находятся лампы стоп-сигналов, указателей поворота и заднего хода.

Рис. 66. Задний фонарь: 1 стоп-сигнал; 2 – световозвращатель; 3 – фонарь заднего хода; 4 – габаритный фонарь; 5 – указатель поворота

Приборы сигнализации служат для информирования других водителей и пешеходов об изменениях направления движения автомобиля, торможении и остановке, а также для предупреждения об опасности.

К приборам сигнализации относятся:

  • передние и задние указатели поворотов;
  • бортовые повторители указателей поворотов;
  • лампы стоп-сигналов;
  • лампы включения заднего хода;
  • звуковой сигнал.

При включении кнопки (клавиши) аварийной сигнализации передние указатели поворотов, боковые повторители указателей и задние указатели работают в прерывистом режиме одновременного "мигания". Это сигнал предупреждения других участников движения о неприятностях с автомобилем или водителем.

Контрольно-измерительные приборы

Как правило, все контрольно-измерительные приборы находятся в салоне автомобиля на щитке приборов перед водителем (рис. 67). При работающем двигателе категорически не допускается свечение красных лампочек или положение стрелки указателя в красном секторе шкалы на любом приборе, так как это говорит о неисправности в каком-то узле или системе. В этом случае нельзя начинать или продолжать движение до устранения причины появления красного сигнала на щитке приборов.

Рис. 67. Щиток приборов: 1контрольные лампы; 2 – суточный счетчик пройденного пути; 3 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 – вольтметр; 5 – счетчик пройденного пути; 6 – спидометр; 7 – эконометр; 8 – указатель уровня топлива

В цветовой гамме ламп любого щитка приборов применяется принцип светофора: красный – ехать нельзя, желтый – скоро будут проблемы, а если зеленый – то все в порядке, ехать можно.

Дополнительное оборудование

Дополнительное оборудование, применяемое в современном автомобиле, включает в себя:

  • отопитель салона автомобиля;
  • омыватель и очиститель ветрового стекла;
  • омыватель и очиститель фар;
  • омыватель и очиститель заднего стекла;
  • электроподъемники стекол дверей и сидений;
  • устройства обогрева стекол, зеркал и сидений.

У машин высокого класса элементов дополнительного оборудования может быть очень много, начиная от банального кондиционера, телевизора или холодильника и заканчивая спутниковой навигационной системой и прочими "наворотами". Все потребители дополнительного оборудования включаются в электрическую цепь автомобиля параллельно и работают при включении соответствующего тумблера или кнопки.

<< Назад