Подготовительные упражнения


 

 

 

 

 

(1) "Маятник" левой рукой на два счета
(2) "Маятник" правой рукой на два счета

Задача: отработка координации движения рук при перекрестном перехвате.

Содержание упражнения 1 (рис. 5):

Рис. 5. "Маятник" левой рукой

ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2",
1 - левая рука поворачивает обод вправо до положение "2", правая перехватывает его сверху в положении "10" (перекрестный перехват);
2 - возврат в ИП.


Содержание упражнения 2 (рис. 6):

Рис. 6. "Маятник" правой рукой

ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2";
1 - правая рука поворачивает обод влево до положения "10", левая перехватывает его сверху в положении "2" (перекрестный перехват);
2 - возврат в ИП.

Дозировка: с 1-го по 3-е занятия - 8 - 12 раз по 20 - 30 с без форсирования скорости выполнения упражнения; с 4-го по 8-е занятия - 6 - 8 раз по 15 - 20 с с увеличением скорости выполнения упражнения до появления ошибок.

Методические указания

Упражнение является самым простым в методике тренажерной подготовки: одна рука выполняет серию поворотов и возвратов РК в ИП (структура действий напоминает движения маятника), а другая осуществляет перекрестные симметричные противоположно направленные действия - перехваты (перенос руки над РК по дуге последовательно в положение "10", "2", "10", "2" и т. д.). Оно позволяет освоить элементы руления (хват, тягу, захват и перехват РК, перенос руки) и является базовым для изучения сложных скоростных действий. Вначале упражнение разучивают расчлененным методом с многократным повторением действий на каждый счет и проверкой правильности положения рук. Желательно, чтобы этот этап обучения был минимальным, иначе обучаемый долго не сможет перейти к непрерывному рулению.

Темп выполнения упражнения - от медленного до среднего на первых 2 - 3 занятиях и до максимального на последующих, При появлении ошибок в технике руления или сбое в координации темп выполнения необходимо снизить. Если восстановить координацию движений рук сразу не удается, нужно сделать 2 - 3-минутный перерыв.
Прежде чем приступить к обучению, необходимо убедиться в точности и симметричности положения рук водителя и полном захвате обода РК. В ходе обучения последовательно достигаются: точность выполнения перекрестного перехвата (хваты только в точках "10" и "2"); экономичность действий (перенос рук по кратчайшему пути); непрерывность руления (отсутствие пауз между поворотом и выравниванием).

Если у обучаемого возникают трудности с освоением координации движений, вводится дополнительное подводящее упражнение, при котором координация изучается расчлененным методом: вначале отрабатывают действия руки, выполняющей тягу, а затем руки, выполняющей перекрестный перехват.

Типичные ошибки:

  • угол поворота РК больше или меньше 120°;
  • высоко поднята рука в фазе перехвата;
  • задержка рулевого колеса перед возвратом в исходное положение.


(3) "Маятник" каждой рукой попеременно на четыре счета

Задача: отработка взаимодействия рук при ритмичных поворотах РК вправо и влево.

Содержание (рис. 7):

Рис. 7. "Маятник" обеими руками

ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2";
1 - левая рука поворачивает обод вправо до положения "2", правая перехватывает его в положении "10";
2 - возврат в ИП;
3 - правая рука поворачивает обод РК вправо до положения "10", левая перехватывает его в положении "2";
4 - возврат в ИП.

Дозировка: 4 - 6 раз по 25 - 30 с с интервалами для отдыха по 30 с в каждом занятии;

Методические указания
Большинство приемов руления сводится к движениям поворот-выравнивание. В нормальных условиях эти действия могут быть растянуты по времени, в критических ситуациях - укладываться в десятые доли секунды. Для стабилизации автомобиля на скользкой дороге во время экстренного торможения может потребоваться целая серия движений, притом суммарное опоздание может привести к критическому заносу и вращению. Поэтому необходимо научиться предельно быстрой ритмичной работе рулевым колесом.
Базой для обучения являются упражнения 1 и 2, в которых заложена элементарная координация действий поворот-выравнивание отдельно для правой и левой рук. Таким образом, упражнение 3 представляет собой как бы сумму упражнений 1 и 2, выполняемых непрерывно. При обучении последовательно достигаются: объединение действий, изученных в упражнениях 1 и 2, в общую структуру; непрерывность и плавность руления за счет опережающих действий по перехвату; последовательное повышение скорости руления до максимальной на каждом этапе обучения и совершенствования.
Упражнение считается изученным при такой скорости руления, когда визуально становится трудно проследить за движением рук.

Типичные ошибки:

  • те же, что и в упражнениях 1 и 2;
  • фиксируемая остановка РК при перехватах и перед возвратом в ИП;
  • несимметричное положение рук.

Примечание. После изучения упражнения необходимо выполнять его в качестве разминки перед каждым последующим днем обучения.


(4) Поворот-выравнивание на восемь счетов

Задача: формирование "мышечных чувств" для контроля положения РК.

Содержание (рис. 8):

Рис. 8. Поворот - выравнивание

ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2";
1 - правая рука поворачивает обод влево до положения "10", левая перехватывает его в положении "2";
2 - левая рука поворачивает обод РК влево до положения "10", правая перехватывает его в положении "2"; 8 - см. счет 1;
4 - см. счет 2;
5 - выравнивание (возврат) РК левой рукой вправо до положения "2", правая перехватывает обод в положении "10";
6 - выравнивание РК правой рукой до положения "2", левая перехватывает его в положении "10";
7 - см. счет 5;
8 - см. счет б, далее возврат в ИП.

Дозировка: по 15 - 20 повторений в трех учебных занятиях.

Методические указания

Многие критические ситуации возникают из-за того, что водитель не представляет точно положение управляемых колес. Например, резкий поворот РК на повороте приводит к сносу колес и потере управляемости. Даже в такой простейшей ситуации, как выезд задним ходом из сугроба, повернутые колеса приводят к пробуксовке ведущих колес и остановке автомобиля.
Развить "мышечную память", позволяющую контролировать положение колес, помогает простейшее упражнение, в котором с помощью серии стандартных (одинаковых по амплитуде) поворотов и выравниваний управляемых колес автомобиля можно научиться точно определять их положение.

Структура действий в упражнении следующая: поворот РК влево на 120° правой рукой + поворот РК влево на 120° левой рукой; возврат (выравнивание) РК на 120° левой рукой + возврат (выравнивание) РК на 120° правой рукой.

Если упражнение выполнено правильно, то после полного цикла руления РК должно возвратиться точно в ИП. Для зрительного контроля на ободе в точке, соответствующей положению 12, должен быть ориентир (лента лейкопластыря или цветной изоляции).
После того как водитель освоит координацию упражнения, можно переходить к рулению с закрытыми глазами. Открывать их нужно после выполнения счета 8.
Упражнение несет в равной степени учебные и контрольные функции. Оно требует от обучаемого "мышечного" самоконтроля, от преподавателя - внешнего контроля и срочной информации о точности действий.

Упражнение отрабатывается в четыре этапа:

  1. освоение координации в медленном темпе с контролем центральным зрением; 
  2. формирование "мышечного чувства" с контролем периферическим зрением (центральное зрение занято наблюдением за объектами, расположенными впереди водителя); 
  3. совершенствование "мышечной чувствительности" без зрительного контроля (руление с закрытыми глазами); 
  4. выполнение контрольных упражнений с закрытыми глазами с точным возвратом РК в ИП.

Типичные ошибки:

  • "перекрут" сильной рукой;
  • остановки вращения на каждый счет упражнения; 
  • руление с открытыми глазами; 
  • неточный возврат РК в ИП.

<< Назад